ПРОШЛОЕ В СТРУКТУРЕ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГОИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Авторы

  • И. Е. Валитова Учреждение образования «Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина», Министерство образования Республики Беларусь, бульвар Космонавтов, 21, 224016 Брест, Республика Беларусь Автор

Ключевые слова:

дошкольный возраст; младший школьный возраст; самосознание; психологическое время личности; психологическое прошлое; осознание себя в прошлом

Аннотация

Психологическое время личности рассматривается как осознание субъектом себя в разных временных измерениях — в прошлом, настоящем и будущем. В статье анализируется осознание себя в прошлом на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста. С помощью анализа дневниковых записей о развитии ребёнка получены важные факты и установлены закономерности осознания ребёнком себя в прошлом, которое обозначается детьми как время «когда я был маленьким». С помощью авторской методики «Рисунок из прошлого» определены особенности возрастной динамики осознания своего прошлого и отношения к прошлому на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста. Установлено, что личностное отношение к своему прошлому появляется уже
в младшем дошкольном возрасте, на протяжении дошкольного возраста дети относятся к своему прошлому по аналогии с настоящим. В период 6—7 лет наблюдается отстранённое отношение к своему прошлому, что свидетельствует о появлении в самосознании связей между временными измерениями. Представления детей о своём прошлом начинают выполнять регулирующие функции.

Табл. 1. Библиогр.: 19 назв.

Загрузки

Опубликован

2016-03-01

Выпуск

Раздел

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ