РЕЦИПРОКНАЯ АДАПТАЦИЯ: ВЗАИМНОЕ СБЛИЖЕНИЕ ШКОЛЫИ СОВРЕМЕННЫХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Авторы

  • Т. Д. Грицевич Государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы», ул. Московская, 15, 220007 Минск, Республика Беларусь Автор
  • О. Ю. Деменчук Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», ул. Советская, 18, 220030 Минск, Республика Беларусь Автор

Ключевые слова:

адаптация первоклассников; реципрокная адаптация; дезадаптация; компоненты адаптации

Аннотация

В статье на основе теоретического анализа научных источников описывается адаптация первоклассников как социально-психологическое явление. Рассмотрены сущностные характеристики, уровни, содержание изучаемого феномена, определены его структурные компоненты (когнитивный, мотивационный, социальный). Описана сущность нового для психологии явления — реципрокной адаптации. Даны определения понятиям «адаптация» и «дезадаптация» обучающихся. Представлено содержание адаптации с позиции включенности первоклассников в деятельность: адаптация к деятельности в целом и к новым условиям познавательной деятельности в частности. Охарактеризованы факторы и причины нарушения адаптации первоклассников. Отражены показатели дезадаптации первоклассников с психологической и медицинской точек зрения. Проанализированы критерии и показатели социально-психологического сопровождения обучающихся в первых классах в учреждениях общего среднего образования.

Табл. 1. Библиогр.: 9 назв.

Загрузки

Опубликован

2022-08-01

Выпуск

Раздел

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ