ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ МАЛЬЧИКОВ-ПОДРОСТКОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ РОЛИ В БУЛЛИНГЕ

Авторы

  • Т. Е. Яценко Учреждение образования «Барановичский государственный университет» Автор
  • А. В. Милодовская Государственное учреждение дошкольного образования «Детский сад № 3 г. Дзержинска» Автор

Ключевые слова:

эмоциональный интеллект; стратегии эмоциональной саморегуляции; буллинг; подростковый возраст; жертва; преследователь; защитник жертвы; наблюдатель

Аннотация

В статье актуализирована проблема сохранения буллинг-процессов в подростковой среде вследствие
низкого уровня развития эмоционального интеллекта и ориентации подростков на неэффективные стратегии
регуляции эмоций. Описаны психологические механизмы влияния навыков понимания и управления
подростками эмоциями на занятие ими одной из позиций в буллинге (преследователь, помощник пресле-
дователя, жертва, защитник жертвы, наблюдатель). Представлены эмпирически установленные структурно-
содержательные характеристики внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта, когнитив-
ных стратегий регуляции эмоций мальчиков-подростков в зависимости от привычной для них роли в буллинге.
Отражены выявленные в исследовании инвариантные и вариативные характеристики эмоциональной само-
регуляции и эмоционального интеллекта мальчиков-подростков, являющихся жертвами разных видов буллинга
(жертвы социального исключения, отвержения статусными фигурами, отвержения в диадных отношениях
и пр.), а также мальчиков-подростков, прибегающих к разным видам виктимизации сверстников (прямой, кос-
венный, физический, психологический буллинг и пр.).

Биография автора

  • Т. Е. Яценко, Учреждение образования «Барановичский государственный университет»

    кандидат психологических наук, доцент

Загрузки

Опубликован

2025-04-25

Выпуск

Раздел

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ