ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ МАЛЬЧИКОВ-ПОДРОСТКОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ РОЛИ В БУЛЛИНГЕ
Ключевые слова:
эмоциональный интеллект; стратегии эмоциональной саморегуляции; буллинг; подростковый возраст; жертва; преследователь; защитник жертвы; наблюдательАннотация
В статье актуализирована проблема сохранения буллинг-процессов в подростковой среде вследствие
низкого уровня развития эмоционального интеллекта и ориентации подростков на неэффективные стратегии
регуляции эмоций. Описаны психологические механизмы влияния навыков понимания и управления
подростками эмоциями на занятие ими одной из позиций в буллинге (преследователь, помощник пресле-
дователя, жертва, защитник жертвы, наблюдатель). Представлены эмпирически установленные структурно-
содержательные характеристики внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта, когнитив-
ных стратегий регуляции эмоций мальчиков-подростков в зависимости от привычной для них роли в буллинге.
Отражены выявленные в исследовании инвариантные и вариативные характеристики эмоциональной само-
регуляции и эмоционального интеллекта мальчиков-подростков, являющихся жертвами разных видов буллинга
(жертвы социального исключения, отвержения статусными фигурами, отвержения в диадных отношениях
и пр.), а также мальчиков-подростков, прибегающих к разным видам виктимизации сверстников (прямой, кос-
венный, физический, психологический буллинг и пр.).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Вестник БарГУ Серия "Педагогические науки. Психологические науки. Филологические науки"
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы сохраняют за собой право заключать определенные договорные соглашения, касающиеся неисключительного распространения опубликованной версии работы (например, размещать ее в институциональном репозитории, публикация в книге) со ссылкой на ее первоначальную публикацию в этом журнале.