Роль и место нормотипичного ребенка в семье, воспитывающей ребенка с особенностями психофизиологического развития (с позиции матери и нормотипичного ребенка)

Авторы

  • Елена Коженевская Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка Автор

Ключевые слова:

семья; семейный стресс; сиблинги; дети с особенностями психофизического развития; нормотипичные дети

Аннотация

В статье предпринята попытка анализа роли нормотипичного ребенка в семье, воспитывающей ребенка с особенностями психофизического развития с точки зрения системного подхода. Появление ребенка с особенностями психофизического развития рассматривается как стрессовое событие, затрагивающее эмоциональное состояние членов семьи и требующее изменения в ее функционировании. Обращается внимание на участие и роль нормотипичного ребенка во всех внутрисемейных процессах. Приведены данные исследования, проведенного в семьях, воспитывающих ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нормотипичного ребенка/детей, позволяющие описать содержание такого участия и его влияние на семейную систему. Нормотипичный ребенок выполняет роль стабилизатора семейной системы, позволяющего фиксировать ее в текущем положении, одновременно снижающего ее гибкость. Другой функцией нормотипичного ребенка рассматривается редукция эмоционального напряжения, связанного с проблемами ребенка с особенностями психофизического развития, через манифестацию сиблинговой агрессии более социально приемлемой чем агрессия родительская. Поднимается вопрос о возможности внутриличностного конфликта нормотипичного ребенка в связи с выполнением вышеописанных функций.

Опубликован

2025-01-15

Выпуск

Раздел

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ