МАРКЕРЫ АДДИКТИВНОЙ И НОРМАТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГОИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Авторы

  • В. А. Хриптович Государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы», Министерство образования Республики Беларусь, ул. Московская, 15, 220007 Минск, Республика Беларусь Автор

Ключевые слова:

аддиктивная и нормативная социализация; подростки; юноши; маркеры аддиктивной социализации

Аннотация

В статье рассмотрены мишени (цели) аддиктивной и нормативной социализации обучающихся подросткового и юношеского возраста. Мишенью нормативной социализации является тренируемое в программе развития образования достижение оптимального личностного и социального функционирования; мишенью аддиктивной социализации является поиск аддиктивного адаптера, позволяющего сглаживать конфликт между личностью и средой и таким образом справляться с жизнью. Выявлено, что маркерами аддиктивной социализации являются факторы риска формирования химической зависимости (семейный, психологический, ближайшего окружения и школьный); факторы риска наркотизации (поведение в ситуации риска, интерес к наркотикам и социальные установки на наркотизацию); аддиктивная идентичность и жесткость стилей семейного воспитания. Маркером нормативной социализации является психологическое благополучие личности. Своевременная профилактика и коррекция аддиктивной социализации подростков и юношей существенно повысит эффективность нормативной социализации, обеспечивающей усвоение норм, правил, установок и ценностей, необходимых для успешной адаптации личности в обществе.

Рис. 2. Библиогр.: 5 назв.

Загрузки

Опубликован

2020-03-01

Выпуск

Раздел

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ