МЕТОДИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙИНТЕЛЛИГЕНЦИИ КАК СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ О ЛИЧНОСТИ

Авторы

  • И. И. Цыркун Учреждение образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», ул. Рабкоровская, 17, 220007 Минск, Республика Беларусь Автор

Ключевые слова:

социальные представления; ассоциативный эксперимент; ядро ассоциативного поля; интеллигенция; личность; ценностно-ориентационное единство группы

Аннотация

В статье описана разработанная автором методика ассоциативного эксперимента «10 слов» для изучения
представлений о личности двух групп интеллигенции. Методологическая основа экспериментального исследования — теория социальных представлений С. Московичи. Выявлены структурная и содержательная характеристики ядра ассоциативного поля представлений о личности субъектов культуры и субъектов образовательных отношений, на основе которых создан социально-психологический портрет личности. Личность — это человек/дети, которому/-ым присущи индивидуальность, самосознание, интеллект, мышление, креативность, характер, воля, целеустремленность, высшие нравственные, эстетические, интеллектуальные чувства, образованность, профессионализм. Сравнение представлений о личности двух групп интеллигенции показало их количественную и качественную идентичность. Это свидетельствует о сплоченности и ценностно-ориентационном единстве субъектов культуры и субъектов образовательных отношений, работающих в системе «человек—человек».

Табл. 1. Библиогр.: 12 назв.

Загрузки

Опубликован

2021-03-01

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ