РОЛЬ И МЕСТО НОРМОТИПИЧНОГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ(С ПОЗИЦИИ МАТЕРИ И НОРМОТИПИЧНОГО РЕБЕНКА)

Авторы

  • Е. Ю. Коженевская Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» Автор

Ключевые слова:

семья; семейный стресс; сиблинги; дети с особенностями психофизического развития; нормотипичные дети.

Аннотация

В статье предпринята попытка анализа роли нормотипичного ребенка в семье, воспитывающей ребенка
с особенностями психофизического развития? с точки зрения системного подхода. Появление ребенка с осо-
бенностями психофизического развития рассматривается как стрессовое событие, затрагивающее эмоциональное
состояние членов семьи и требующее изменения в ее функционировании. Обращается внимание на участие
и роль нормотипичного ребенка во всех внутрисемейных процессах. Приведены данные исследования,
проведенного в семьях, воспитывающих ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нормо-
типичного ребенка/детей, позволяющие описать содержание такого участия и его влияние на семейную систему.
Нормотипичный ребенок выполняет роль стабилизатора семейной системы, позволяющего фиксировать ее
в текущем положении, одновременно снижающего ее гибкость. Другой функцией нормотипичного ребенка
рассматривается редукция эмоционального напряжения, связанного с проблемами ребенка с особенностями
психофизического развития, через манифестацию сиблинговой агрессии, более социально приемлемой, чем
агрессия родительская. Поднимается вопрос о возможности внутриличностного конфликта нормотипичного
ребенка в связи с выполнением вышеописанных функций.

Загрузки

Опубликован

2025-01-30

Выпуск

Раздел

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ