МОДЕЛЬ ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ СОБЫТИЙНО-БИОГРАФИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Авторы

  • Н. Л. Пузыревич Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» Автор

Ключевые слова:

ценность жизни; кризисные события жизненного пути; антивитальные переживания; суицидальное поведение; подростковый возраст

Аннотация

В статье представлены результаты теоретико-методологического и эмпирического анализа проблемы
ценности жизни подростков в контексте событийно-биографического подхода. На примере анализа работ
Б. Г. Ананьева, Ш. Бюлер, Е. И. Головахи, А. А. Кроника, Н. А. Рыбникова, С. Л. Рубинштейна, Х. Томэ дока-
зана целесообразность выбора событийно-биографического подхода в качестве методологического основания
для решения проблемы формирования ценности жизни в подростковом возрасте. Отмечается, что ценность
жизни связана с жизненным опытом подростков, включающим отношение, переживание и преодоление кри-
зисных событий жизненного пути. Разработана модель ценности жизни подростков в контексте событийно-
биографического подхода, позволяющая рассматривать процесс преобразования безусловной ценности жизни
в условную ценность жизни как маркер антивитальных переживаний — обратимых предсуицидальных
состояний, характеризующихся невозможностью со-бытия с кризисными событиями жизненного пути и отсут-
ствием рефлексивной позиции по отношению к жизни. Сделан вывод о целесообразности смены парадигмы
превентивной работы по проблеме суицидального поведения подростков в направлении перехода от риск-
ориентированных подходов к укреплению протективных факторов.

Биография автора

  • Н. Л. Пузыревич, Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

    кандидат психологических наук

Загрузки

Опубликован

2025-04-25

Выпуск

Раздел

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ