ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯИСТОРИОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Ф. КОНЕЧНОГО

Авторы

  • А. В. Кручковский Учреждение образование «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», ул. Ожешко, 22, 230023 Гродно, Республика Беларусь Автор
  • Т. Т. Кручковский Учреждение образование «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», ул. Ожешко, 22, 230023 Гродно, Республика Беларусь Автор

Ключевые слова:

Ф. Конечны; историософия; историография; концепция; цивилизация; латинская цивилизация; туранская цивилизация; место и роль; историческая закономерность

Аннотация

Проблема сопоставления исторического пути Западной Европы и остального человечества в целом, а Польши и России в частности, как части западного мира или как части самостоятельного, единственного в своем роде явления, или своеобразного сочетания этих двух начал (как это пытались объяснить сторонники теории евразийства в отношении России, а в Польше — сторонники теории сарматизма), была одной из важнейших в польской и русской историософской мысли XVIII — начала XX века.

Современный цивилизационный дискурс делает актуальной историософскую теорию польского историка и философа Ф. Конечного. Цивилизация, трактуемая Ф. Конечным как главный предмет истории, является основой его поисков закономерности исторического процесса. Его занимали закономерности самого общего порядка, такие, которые имеют место на уровне наиболее высокоорганизованных социальных структур и обязательны без исключений. Исходя из данной установки, ученый определял роль и место во всемирном историческом процессе как западно-европейской цивилизации в общем, так и Польши и России в частности. В данной статье авторы рассматривают незаслуженно забытую историософскую концепцию Ф. Конечного, которая по политическим причинам не получила такой же известности, как работы О. Шпенглера,
Н. Я. Данилевского и А. Тойнби, однако должна рассматриваться как явление одного порядка.

Библиогр.: 18 назв.

Загрузки

Опубликован

2022-12-01

Выпуск

Раздел

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ